Подождите, идёт перенаправление на новый дизайн сайта...
Новости Бизнес-Франчайзинга
Опубликовано: 10.11.2012

Малый бизнес может укрепить позиции на рынке при помощи франчайзинга

Для того чтобы обкатать франчайзинг, американцы потратили 10 лет. Считается, что от экономического кризиса начала 90-х годов ХХ века страну спасло развитие именно этой системы. В Российской ассоциации франчайзинга имеются данные: в 2008 году в США новое предприятие по франшизе открывалось каждые 5 минут. Франчайзинг также способствовал росту бизнеса в Евросоюзе и в Азии. Сейчас в Европе работает примерно 9000 франчайзеров, в Азии – более 7000, в России (по приблизительным оценкам) – примерно 1000. Но далеко не все, кто объявил себя франчайзером, действительно ими являются. Развитие нового направления сильно сдерживает мошенничество. Но это нужно рассматривать только как следствие. На Первом омском форуме франчайзеров, совместных предприятий и дилерских компаний его участники обсуждали причины, специфику и перспективы развития франчайзинга в нашей стране.

Во всем мире франчайзинг считают наиболее эффективным способом развития малого бизнеса. Основа франчайзинга – передача во временное пользование торговой марки, стандартов и технологий. Основные преимущества франчайзинга – новичок, который купил франшизу, быстро входит в рынок, может оптимизировать расходы на развитие бизнеса, минимизировать коммерческие риски. Тот, кто купил франшизу, получает от франчайзера поддержку в обучении персонала и становлении бизнеса. Это очень актуально для начинающих предпринимателей.

Член Совета директоров итальянской компании Chateau d Ax.p.a Микаэле Рандолфи утверждает: во время кризиса франчайзинг остается устойчивым. Так, в целом потери в итальянской розничной торговле достигли 21%, а те предприятия, которые работали по франчайзингу, сумели нарастить объемы продаж на 3%. За последние полгода в Италии было закрыто 80 000 магазинов, но только три из них работали по франчайзингу. Рандолфи объясняет это в том числе и теми отношениями, которые сформировались между участниками экономической деятельности.

В Италии, как, впрочем, и во всех странах, где делается ставка на малые предприятия, существует и эффективно действует система поддержки этого сектора экономики. Это льготное налогообложение и некоторые другие преимущества. Используются также финансовые инструменты, так, например, Ассоциация франчайзеров, которая объединяет более 300 брендов, имеющих суммарный оборот 26 млрд долларов, заключила с банками соглашение об оказании помощи во время кризиса.

В нашей стране это пока не практикуется. Некоторые банки финансируют покупку и продажу франшизы, но делают это на общих основаниях, и крайне неохотно. Для малого бизнеса это не всегда приемлемо. Инга Рыкова, председатель подкомитета по франчайзингу ТПП РФ, считает: одна из главных проблем, которая сдерживает развитие франчайзинга в РФ – это отсутствие законодательства. С правовым регулированием связано много рисков и ошибок. Так, например, не легализован сам термин «франчайзинг». Это приводит к подмене понятий. Тем самым появляется лазейка для мошенничества. Все ожидали, что четвертая часть ГК РФ, которая уже вступила в силу, восполнит этот пробел. Но этого не произошло. Главный менеджер Российской ассоциации франчайзеров Владимир Песков определяет франчайзинг как клонирование успешного бизнеса. Именно в этом состоит эффективность такой схемы. За счет передачи брендбука франчайзер может расширить бизнес с минимальными затратами. Поскольку бизнес уже обкатан на рынке и не требует для раскрутки больших усилий, для покупателя эта сделка выгодна. Микаэле Рандолфи уверен: поскольку опытный франчайзер стремится к быстрому становлению и развитию получателя франшизы, он всегда окажет ему всю необходимую поддержку. Один из примеров такой помощи – знание конъюнктуры рынка и опыт.

Но, к сожалению, в России лже-франшизы появляются чуть ли не быстрее, чем легальные. Анатолий Тупицын, представитель новосибирской компании «Бизнес на продажу», считает, что среди российских франчайзеров профессионалами являются единицы. Большая часть – пустышки (так называемые вздутые франшизы). Их конечная цель – финансовые махинации.

Так, например, владельцы сети общепита «Чайная ложка», которая в свое время была в моде, предложили открыть пункты питания на выходе торговых центров, в которых продаются продукты питания, т. е. в заведомо непроходных местах. Это заведомо провальный вариант. Сетевики сумели расшириться и получить паушальные взносы, а франчайзи погорел. Тупицын уверен: в силу слабой защищенности и локальности именно малый бизнес наиболее уязвим для мошенничества. Именно поэтому размножаются лже-франшизы. Но Инга Рыкова считает: необходимо пройти путь становления со всеми издержками. Только так может появиться максимально адаптированный к условиям нашей экономики механизм. Медленные темпы развития франчайзинга в России эксперты связывают и с психологическими факторами. Зачастую предприниматели просто боятся использовать новые схемы. Участники форума уверены – это пройдет достаточно быстро. франчайзинг продвигается в регионы, а значит, предпринимательская активность растет.

Юлия Привалова, генеральный директор компании JandS, считает: предприниматели ищут новые способы повышения конкурентоспособности бизнеса именно во время кризиса, в сложных социально-экономических условиях. При франчайзинге взаимодействие партнеров – это не только техническая передача данных. Важную роль играет интеллектуальная составляющая. Конечным результатом является новый продукт, который постоянно совершенствуется.

Участники форума уверены: помочь малому бизнесу укрепить свои рыночные позиции может именно франчайзинг. Франшиза дает возможность малым сетям объединиться, стать крупнее, поможет выжить. По сути дела, это ответ малого бизнеса крупным сетям. Но для того чтобы система начала работать и потом не распалась, нужно думать о том, что будет объединять и связывать франчайзи.