Туризм и путешествия снова входят в жизнь россиян, открывая новые горизонты для энергичных и предприимчивых, желающих начать бизнес в сфере туризма. Франчайзинг в туризме становится отличным решением для тех, кто хочет работать в этой динамичной и востребованной отрасли. Согласно данным исследовательского холдинга «Ромир», объем рынка туристических услуг в России в прошлом году достиг 850 млрд рублей, а в этом году ожидается рост до 990 млрд рублей. Рассмотрим, что может дать франшиза туристического агентства индивидуальному предпринимателю на этом рынке, стоит ли выбирать бизнес по франшизе для новичка в туристической отрасли и есть ли смысл для успешного турагентства, не первый год ведущего своё дело, перейти по зонтик известного брэнда?


Обзор рынка туристических услуг
Вклад российских туристов в общемировом рынке расходов на путешествия составляют около 1%. После снятия ограничений и карантина, вызванного пандемией COVID-19 граждане России потратили на зарубежный отдых более девяти миллиардов USD. По данным Skift Recovery Index, туристическая отрасль в России восстанавливается быстрее, чем в других странах, благодаря развитию туризма внутри страны. Согласно IATA, Россия занимает 3-е место в мире по числу внутренних авиарейсов, впереди Китай и США. В 2021 году число туристов, путешествующих в пределах границ страны, выросло на 35%. Эксперты прогнозируют сохранение спроса: более 61 млн человек планируют и далее отдыхать на родине.
Топ популярных городов для путешествий в прошлом году
(по данным авиакомпаний)
- Сочи
- Симферополь
- Санкт-Петербург
- Калининград
- Минеральные Воды
- Екатеринбург
- Казань
- Новосибирск
- Краснодар
- Красноярск

Тенденция на внутренний туризм формировалась последние десять лет под влиянием объективных политических обстоятельств, стимулировавших развитие рынка внутреннего туризма. Жители мегаполисов активно посещали малые города, открывая для себя новые интересные места. Это привело к повышению стандартов туристических услуг и безопасности, росту в России числа отелей, санаториев, пансионатов, горнолыжных курортов, парков развлечений и сопутствующей инфраструктуры туризма.
Согласно статистике Яндекса, число поездок за границу сократилось на 17%. Туристы чаще отказываются от услуг туроператоров, предпочитая самостоятельно планировать маршруты, арендавать жилье и нанимать гидов. Это изменило подходы в туристическом бизнесе: увеличился спрос на краткосрочную аренду жилья, автомобильные туры и туры в домах на колесах, но слабо повлияло на бизнес по франшизе в сфере продажи туров, где сохраняется стабильный спрос на услуги агентств.
Тенденции туристического рынка в текущем году
1. Развитие нишевых направлений внутреннего туризма
В 2024 году вырос интерес к активному, культурному и гастрономическому туризму. Ростуризм разрабатывает программы для стимулирования новых направлений, а бизнес повышает уровень сервиса.
2. Развитие экотуризма в России
Россия занимает пятое место в мире по числу значимых природных объектов. Потенциал для развития экологического и сельского туризма огромен. Популярность набирают рыболовные, охотничьи туры, а также туры для сбора грибов и ягод.
3. Актуальность бизнес-поездок
Несмотря на переход на дистанционное общение, командировки по России разрешены в 94% компаний. Туристические компании активно запускают новые бизнес-маршруты внутри страны.

Франчайзинг в туризме: перспективы и особенности
Франчайзинг в туризме переживает взлеты и падения, зависящие от экономической и политической ситуации. Однако франшизные предприятия легче адаптируются к изменениям.
Туристические франшизы делятся на два вида:
- Франшизы от турагентств (расширение сети компании-франчайзера).
- Франшизы от туроператоров (туристический ретейл).
Пример успешной франшизы турагентства – сеть «ВЕЛЛ», работающая более 20 лет. Под брендом «ВЕЛЛ» действует более 200 агентств в России и СНГ, предлагающих разнообразные варианты отдыха, туров и круизов, также как и туры с санаторным лечением.
Преимущества франчайзинга в туризме
Рассмотрим основные преимущества и плюсы при организации тур бизнеса по франшизе:
1. Поддержка франчайзера – владельца торговой марки и организатора
Франчайзер помогает избежать сложностей начального этапа: предоставляет раскрученный бренд, клиентскую базу, программное обеспечение и рекламные материалы для быстрого старта вашего бизнеса по франшизе от опытного франчайзера.
2. Наработка опыта, обучение бизнесу по франшизе
Франчайзи получает доступ к знаниям и опыту франчайзера. Например, при покупке франшизы турагентств сети «ВЕЛЛ» с вами будут проводится тренинги по продажам, работе с клиентами и страноведению. Франшиза турагентства – это отличный способ для саморазвития и обучения азам и тонкостям специальности туристического агента. Это вложение в себя и в будущее. «ВЕЛЛ» — успешная франшиза сети агентств пляжного отдыха. Компания Велл – долгожитель, предлагает опытным турагентам и новичкам приобрести бизнес франшизу недорогую, но удобную и эффективную. «ВЕЛЛ» известна на рынке уже более 20 лет и считается одной из наиболее результативных в тур. отрасли при ведении бизнеса по франшизе. Сейчас под вывеской «ВЕЛЛ» работает более 200 туристических агентств в России и странах СНГ. Несмотря на своё казалось бы узкоспециализированное название: «Велл – сеть агентств пляжного отдыха», под этой маркой в основном работают универсальные турагентства, предлагающие не только пляжные туры в любой регион мира и России, но также морские и речные круизы, горнолыжные туры, экскурсионные туры, автобусные туры и туры выходного дня.
3. Высокие комиссионные при работе по франшизе
Представители крупных сетей получают комиссионные до 13%, что выше, чем у небольших агентств. То есть, франшиза турагентства позволяет заработать немного больше не только за счёт броской вывески известного бренда, но и за счёт особых условий на рынке туристических услуг.
4. Юридическая поддержка после покупки франшизы турагентства
Франчайзер предоставляет юридическую помощь, включая решение спорных вопросов с туристами-клиентами. Юристы из центрального офиса компании франчайзера поддержат вас при работсе с «отказными турами», посоветуют, как лучше действовать при возникновении судебных претензий от недовольных клиентов, помогут составить иск, отзыв и иные юридические бумаги.

Как выбрать франшизу в туризме?
- Оцените финансовые требования франчайзера.
- Убедитесь, что франчайзинговый бренд имеет хорошую репутацию. Узнаваемый бренд с хорошей репутацией в туристической индустрии – такой, как «ВЕЛЛ» сегодня очень важен.
- Проверьте уровень поддержки от франчайзера, включая помощь в рекламе агентства, помощь в текущих технических вопросах. Очевидно, что современный успешный бизнес турагента невозможен без эффективной рекламы в сети Интернет. Управляющая компания «Велл» помогает новичкам разобраться в данном вопросе, и по желанию может настроить индивидуальную рекламную компанию в Яндекс Директ. Начиная бизнес по франшизе «ВЕЛЛ» турагент также получает в своё владение личный сайт турагентства и поисковый модуль туров, который сможен разместить на своём сайте, а также у себя на странице группы вКонтакте.
- Поговорите с представителями разных компаний, чтобы сравнить предложения и цены.
- Обсудите наличие или отсутствие плана по продажам при работе по франшизе, привязки к продажам тур продукта только одного оператора.
- Наличие и величина ежемесячного роялти, размер поушального взноса за открытие агентства – все эти факторы полезно свести в единую таблицу, чтобы принять верное решение, начиная бизнес по франшизе в туризме.
- Обудите, какое обучение может предоставить франчайзер при покупке франшизы турагентства и будут ли дополнительные курсы обучения во время повседневной работы на регулярной основе. Обучение может иметь очную форму в виде выездной академии или стажировки в успешном турагентстве или проводится в дистанционной форме посредством вебинаров. В сети турагентств «ВЕЛЛ» огромное значение придают непрерывному обучению сотрудников – менеджеров турагентств. Для этого проводятся вводные вебинары по основам турбизнеса, специфике работе турагента в современных меняющихся условиях рынка. Проводится обучение искусству продаж и ведению переговоров с туристами. Тренинг по освоению CRM системы внутреннего учёта и работы с клиентами, тренинги по навыкам поиска информации и туров в поисковых системах, по формированию привлекательного коммерческого предложения заказчику. Постоянные круглогодичные треннинги по страноведению и отельной базе различных популярных рекреационных регионов, отдельных курортов и целых стран.
Инвестиции и требования
Для открытия турагентства по франшизе потребуется от 200-300 тысяч рублей. Основные требования:
- Помещение в оживленном месте. Очень важно разумно выбирать помещение, где будет расположено ваше турагентство. В компании «Велл» уделяют большое внимание этому вопросу и оказывают новичкам всесторонние консультации по выбору удачного месторасположения – залога будущего успеха вашего бизнеса по франшизе.
- Соблюдение корпоративных стандартов.
- Наличие квалифицированного персонала.
Франчайзинг в туризме: выгодное решение
С каждым годом интерес к путешествиям растет, что делает франчайзинг в туризме привлекательным для предпринимателей. Узнаваемый бренд, поддержка франчайзера и растущий спрос на туристические услуги обеспечивают стабильный доход и перспективы развития.